ЛЕНТА
= главная стр.
(хронолигический список)


МЕТКИ
(облако тегов из ЖЖ)

 

Гостевая книга

Системный порок ЕГЭ, который все видят, но которого нет

(конкретно-аналитическая статья в пользу ЕГЭ - "Даешь ЕГЭ!")

"Одним из первых разоблачивший": разоблачитель в режиме Твиттера

Отношение к Учителю у нас по-детски трепетное. "Учительница первая моя" идет почти сразу после "мама". Поэтому, когда выступает "учитель года", да еще по своей профессиональной теме, то его слова кажутся особо важными. Учитель года Гущин известен из-за своих выступлений по поводу ЕГЭ на телевидении. Он, вроде, и не против ЕГЭ, но очень любит поразоблачать на данную тему. Вот одно из его высказываний этого сезона: "Многие школьники скидывались целыми классами" на покупку ответов по ЕГЭ. А посмотрим на это высказывание с т.з. морали?

Если кто-то покупает результаты ЕГЭ, то он покупает место в ВУЗе. При этом он займет чье-то чужое место. Какой-то другой выпускник, честный и хорошо подготовленный, не сможет поступить в ВУЗ. Очевидно, что это не только противозаконно, но и аморально. И стране от этого один вред. Как должен был поступить приличный гражданин, если ему известно про такие факты "организованного преступления"? Как должен поступить человек, думающий о пользе стране и людям, а не о себе любимому? Он должен обратиться в правоохранительные или контролирующие органы. А наш герой обращается в Твиттер.

Но это еще не все. Гущин - учитель выпускных классов. У него есть интернет ресурс, где школьников готовят к сдаче ЕГЭ. И тех и других он предает. Ведь это их места займут "покупатели ЕГЭ". Если они, конечно, существуют.

Такова мораль: наш Учитель года или лжет, или ведет себя как предатель и аморальный человек.


Ректор МГУ - представитель той самой "прослойки"

Недавно (20 июня) была пресс-конференция Садовничего Ректор заявил, что он "резко отрицательно" относится к введению ЕГЭ (аналога) в ВУЗах, что это "недопустимо". А 2,5 года назад на такой же вопрос он вполне уверенно отвечал: "Я поддерживаю такую идею" ("Садовничий: аналог ЕГЭ для вузов избавит от некачественных дипломов")
По поводу ЕГЭ для школьников Садовничий сказал витиевато, но в общем тоже отрицательно, напомнив, что он изначально был против ЕГЭ ("конструктивно оппонировал введению ЕГЭ"). А 2,5 года назад в том же вышеупомянутом интервью он формулировал так: "Считаю, что ЕГЭ - это хороший институт контроля качества выпускников школ, и он необходим."
Далее Садовничий повторил ряд шаблонных критических высказываний по ЕГЭ, которые, по моему убеждению, являются ошибочными или лживыми (их я рассматривал в "Даешь ЕГЭ!" два года назад, ссылка под заголовком). Единственный конкретный критический случай заслуживает нескольких слов. Садовничий сказал, что "есть случаи... когда 100 или 99 баллов по ЕГЭ не настоящие. У нас были случаи, когда, имея 100 баллов, человек сделал 10 ошибок. Мы попросили написать заявление...". Во 1-х, "случаи" -- во множественном числе, а "человек" - в единственном. Во 2-х, в качестве примера фигурирует известная лживая байка, как безграмотных 100-бальников разоблачают по заявлениям в институт. Эти заявления при поступлении в ВУЗ - шаблон стандартного вида, в который нужно вставить свои ФИО и прочие анкетные данные. В МГУ оно именно такое (на их сайте есть). Конечно, кто-то может ошибиться при заполнении клеточек анкеты. Но получить выводы по поводу реальной грамотности абитуриента на основании этой бумаги невозможно. Садовничий, правда, добавил, что они "попросили написать заявление" - может нестандартное? Но как они догадались, что нужно "попросить"? Если все это и правда, то весьма искаженная. Короче, тухленький, неубедительный пример. Но главное - слишком уж немногочисленный. Мне кажется, что ректор, который готовился к пресс-конференции, который ученый-математик, мог бы привести что-то более статистическое и убедительное. Я так думаю, что таковой статистики у него слишком мало.

А вот другая статистика, приведенная Садовничим, вполне значимая. У них в МГУ результаты студентов, имевших высшие балы по ЕГЭ, коррелируют с результатами студентов, поступивших по олимпиаде. И те, и другие учатся в МГУ очень хорошо - "полная корреляция по массиву ... самые высокие результаты". (Не могу не напомнить, что в Минобре наблюдают корреляцию результатов ЕГЭ и олимпиад в масштабах всей страны.) А те студенты МГУ, кто имел небольшой бал по ЕГЭ, учатся заметно хуже. Это тоже корреляция.

Как бы уговорить противников ЕГЭ обратить внимание на эти ФАКТЫ? И понять их реальную значимость?

По МГУ вот какая картина получается: успеваемость студентов с ЕГЭ коррелирует. А случаи фальшивого ЕГЭ фигурируют в единственном (-ых) экземпляре. При том, что за прошедшие 4 года в МГУ поступило порядка 30 тыс. выпускников.


"Общее мнение": все участники ЕГЭ заинтересованы в завышении баллов

Я, конечно, "рылом не вышел" ставить диагноз всей стране. Но эта всеобщая убежденность меня напрягает.
Все в один голос: "Губернаторы не должны быть заинтересованы в результатах ЕГЭ". Это в корне неверно. Что такое бесплатное среднее образование? В современных терминах - это услуга, которую предоставляет государство (власть) за наши налоги. Ну и что ж неправильного в том, что губернатор и другие представители власти участвуют в этом процессе и оцениваются по его итогам? Не должно быть по-другому.

А напрягает то, что многие люди почему-то думают, что заинтересованность именно в ЗАвышении балов. Вот где сидит какая-то общественная зараза. Если в избирательной комиссии, то непременно заинтересованы фальсифицировать? Если в министерстве, то непременно воровать бюджетные деньги? Если врачи, то непременно ЗАвышать рождемость и ЗАнижать смертность? Нельзя так смотреть на страну и на людей. Раз губернатор, то он обязательно мечтает сделать гадость своей стране? Не надо этих извращений. Не ЗАвышать, а ПОвышать. Не приписками и фальшификациями - а нормальным путем, выполняя свой служебный и моральный долг. А кто ЗАвышает - тот негодяй и преступник, того ловить, увольнять, сажать.

Другая сторона этого заблуждения состоит в том, что его сторонники напрочь не видят самого главного - они не видят простых людей. Среди участников процесса ЕГЭ есть огромное количество людей, которые имеют личный интерес в объективных оценках ЕГЭ - здесь и сейчас. Это - хорошие ученики, которые, да, заинтересованы в своем высоком балле - но не заинтересованы в высоком балле конкурентов (по поступлению в ВУЗ). Есть их родители, которые имеют этот же интерес. Есть хорошие учителя, которые, да, заинтересованы в высоком балле своих учеников - но не заинтересованы в высоком балле других учеников, ибо они хотят за свою хорошую работу получать заслуженно большую зарплату, чем получают ленивые коллеги. Директора школ заинтересованы принимать на работу хороших учителей, а плохих - увольнять, для чего им нужны реальные баллы. При нормальной организации ЕГЭ все эти люди выступают контроллерами процесса ЕГЭ, которые заинтересованы в его объективности.

И эта сторона, этот нюанс - одна из черт ЕГЭ, которые придают ему универсальность, устойчивость и перспективу. Пока эти массы не вступили в бой по-настоящему. Но это неизбежно произойдет. И вот тогда-то коррупции настанет настоящий <...> . Тогда-то и наступит "эра милосердия".

О.Петров
24.06.2013


Хостинг uCoz