За счет чего Сбербанк выбился в мировые лидеры
На днях сообщили, что Сбербанк признали самым эффективным банком мира. А среди всех компаний мира (не только банков) - он на 6-м. Правда, речь о доходности для акционеров. Но все равно круто, ведь наш российский. Акционерам и вовсе приятно. Но мне и вам от этого успеха ничего "не светит". А если проанализировать, за счет чего СБ достиг такого успеха, то становится и вовсе грустно.
В рейтинге показатель доходности по акциям усредняется за последние 5 лет. Это многое объясняет. Как раз в конце 2014 г. у нас случился рукотворный кризис. Это мое убеждение. Власть, конечно, не хотела устраивать кризис. Но она устроила обрушение курса рубля. (Обрушения тоже, конечно, не хотели. Хотели плавно - но не смогли.). С целью формально наполнить бюджет рублями и заявить о выполнении "взятых на себя социальных обязательств". Это привело к реальному кризису. Люди стали беднее, а огромное количество предприятий умерло. В частности, сильнейший кризис, с множеством смертельных исходов, случился в банковском секторе.
Этот кризис усилился политикой ЦБР, который сам активно ликвидировал банки (по формальным признакам). Поскольку финансы - "кровь экономики", это не могло не ударить по всей экономике - прежде всего за счет резкого сокращения кредитов (писал здесь и здесь). Но сейчас - только о банках. А банки умирали и убивались. Все лица, юридические и физические, бросились в Сбербанк (и проч. "сбербанки"), спасая свои деньги. Так Сбербанк скачком увеличил свою прибыль.
Фактически Сбербанк стал банком-монополистом. (Понятно, что есть и другие мега-банки, которые находятся под крышей государства. Но СБ 1-й среди них.) А монополисты всегда ведут себя одинаково - они начинают выжимать деньги у клиентов, которым некуда податься. Вдруг кто не знает, Сбербанк - банк не государственный, а коммерческий (хотя государство - главный акционер). Поэтому там и зарплаты руководства коммерческие. (Как в коммерческих же Газпромах, Роснефти и тп.)
Как именно СБ выжимает деньги: через завышенные комиссии (в десятки раз больше для физических лиц и раза в 1,5 - для юридических); через блокировку расчетных счетов; через завышенную разницу покупки-продажи валюты, драгметаллов и тд. (эти вопросы я частично рассматривал 2 года назад.
Вроде ничего необычного. Просто монопольное положение позволяет им действовать наглее, циничнее, брать больше денег. Звонит, к примеру, их менеджер и предлагает перенести счет ИП в Сбербанк, аргументирует "лучшими условиями", в частности, дешевым эквайрингом (это когда в магазинах расплачиваются карточками). Короткий диалог, вопрос менеджеру:
- А какой у вас процент по эквайрингу?
- Два с половиной процента.
- А у меня сейчас 1,5%.
- Но ведь мы же - Сбербанк. Вас же волнует надежность?
Волнует. Конечно, лучше заплатить комиссию побольше, чем лишиться всех денег.
Еще пару зарисовок. Сбербанк тормознул денежный перевод предприятия. Ему он показался подозрительным. Фирме больше 20 лет, платежи такие делали много раз много лет. Но им подозрительно. Они борются с терроризмом и нелегальностью. Готовится пакет подтверждающих документов, подтверждающих коммерческий смысл перевода и "белизну" обоих сторон договора. Отвезли. "Пусть ген.директор приезжает лично!" Приезжает ген.директор, глав.бух (и я, до кучи). Какие еще вопросы? "Вопросов нет. Но нам подозрительно. Будем изучать. Сколько времени? Недели две." "А мы можем перевести деньги другим контрагентам?" "Нет. Можете платить налоги. Если гендиректор приедет лично с платежками." Конечно, гендиректору-то делать больше нечего. И банк-клиент зачем? за который деньги платятся? И закон где, с представителем по доверенности? Но ничего нельзя сделать.
Я с сестрой пришел в отделение, помочь ей открыть счет. Она из Калининграда, изредка переводим деньги ("до получки" и обратно). Комиссия на такие переводы доходит до 1 тыс. руб. Это из Сбербанка в Сбербанк. Банк один, но внутрибанковским переводом (бесплатным) не считается. Поэтому сестра открыла счет в московском отделении. Я ей шлю на него - она потом переводит в калининградское отд. - так получается без комиссии. И обратно таким же витиеватым путем. Но ничего - нам же больше заняться нечем. А платить 1 тыс. вместо 10 руб. не хочется.
В отделении встречаю товарища, бывшего коллегу, с женой. Они собрались покупать автомобиль. Но у них разные фамилии (такое бывает). Часть денег на счете мужа, часть - на счете жены. Чего приехали? Спросить менеджеров, что сделать, как им совершить перевод от жены мужу, с одной карты на другую, чтобы СБ не счел перевод подозрительным и не заморозил деньги. Сразу ясно - опытные люди. Приехали. А что, им же заняться больше нечем...
Как Сбербанк оптимизировался во вред людям. Эту оптимизацию многие видели своими глазами. СБ получил в наследство самую обширную сеть отделений. Её "модернизировали" как раз именно в последние годы. Сначала часть отделений сделали автоматическими - автоматы-банкоматы без персонала. Оптимизировали персонал (сократили расходы на зарплаты). Потом эти отделения убрали совсем - сосредоточив все услуги и банкоматы в оставшихся отделениях. (Интересно, куда дели автоматы, и кто за такое "планирование" заплатил?) А освободившиеся помещения сдали в аренду - аптекам, магазинчикам и тп. Экономия на расходах по помещениям, да еще новая прибыль на аренде.
Оптимизация налицо. Но что она значит для меня и тебя? Нам стало неудобно, нам теперь дальше идти, дольше стоять в очереди. Бизнес, который развивается не для людей, а для прибыли. Прибыль они зарабатывают не на услугах людям. А на том, что людям деваться некуда.
Вот что стоит за громкими международными успехами Сбербанка. Глупая и вредная финансовая политика государства. Монополизация банковского сектора. Игнорирование интересов людей и бизнеса.
|