Отзыв на книгу «Ген директора. 17 правил позитивного менеджмента по русски / Владимир Моженков»

ЛЕНТА
= главная стр.
(хронолигический список)


МЕТКИ
(облако тегов из ЖЖ)

 

Гостевая книга

Отзыв на книгу «Ген директора. 17 правил позитивного менеджмента по русски / Владимир Моженков»

В ЖЖ обитает журналист Д. Соколов-Митрич smitrich.  Журналист классный, у него сейчас свой бизнес. Книжка, о которой речь - продукт этого бизнеса. Smitrich книгу расхваливает, пишет, что продается она очень хорошо и что нет ни одного отрицательного отзыва. Исправляю этот перекос. Даю сугубо отрицательный отзыв, только такой будет уместным для этой книги.

На продажном сайте (не помню, какой именно смотрел я), кроме хвалебных отзывов, есть ознакомительный фрагмент. Конечно, он рекламно-завлекательный. Но уже по нему видно, с какой непотребностью мы имеем дело. Автор книги - менеджер, дилер Ауди, который учит менеджменту других. Далее буду называть его Автор или просто М.

Вот как Автор описывает начало своего успешного менеджмента.   
На тусовке коллег в 1998 г. в Германии  продавцов спросили про их планы развития  бизнеса. Автор пишет о себе: "... в конференц-зале... я иду к белой доске, беру в руки маркер, и у меня пара секунд на то, чтобы придумать себе ближайшие десять лет жизни... Что со мной в тот момент случилось, до сих пор не могу понять. Но я повернулся к доске и медленно вывел цифру 1000. Когда я писал единицу, я еще не знал, сколько за ней будет нолей. А когда выводил третий ноль, вдруг подумал, что и этого мало."

Герой "не мог понять", "не знал" - и взял цифру "с потолка". Такова завязка книги и её квинтэссенция.  Написав "с потолка" цифру 1000, автор понял (именно понял!), что "в жизни возможно всё". Это "понимание" он назвал "самым важным геном любого топ-менеджера". И вот теперь он решил таким своим премудростям учить всех прочих. При этом он не ограничивает своё учение продажей автомобилей, и даже бизнесом вообще. Он претендует на то, чтобы научить всех управлять "своим бизнесом, своей жизнью, своей семьей, самим собой".

Просто для смеха. На той тусовке в Германии перед М выходили к доске другие коллеги. Один россиянин сообщил, что планирует продать 250 Ауди за год. И он сорвал аплодисменты. А наш герой, М, подписался продать 1000 авто А8. Он, само собой, выполнил свое "обещание". Как вы думаете когда?  "Я выполнил свое обещание: к ноябрю 2006 года мы продали 1000 автомобилей «Ауди А8»". Т.е. через 8 лет.

Цена слов торгаша

"Кого мы слушаем? Человек, который не занимался никогда производством. Который просто торговал, покупал дешево - продавал дорого … Что он понимает в экономике, что он понимает в нашей стране? … нашли эксперта. Издевательство какое-то." Это слова С.Лисовского, сказанные в адрес Е.Чичваркина на известной телепередаче НТВ. (Она запомнилась тем, что там один наш нувориш-банкир, боксировал другого нувориша-девелопера, известного высказыванием "у кого нет миллиарда могут идти в ж…".) Сам С.Лисовский - менеджер экстра класса. Торговля - дело нужное. И могут там быть умные менеджеры. Но в словах Лисовского есть смысл. Любой бизнес занимается продажами. Однако для производственника - продажи товара (произведенного) - одно из многих звеньев бизнеса. И потому его понимание экономики, управленческий кругозор и проч., в общем случае, шире, чем у торгаша. В любом случае, не к лицу торгашу претендовать на учение "для всех".

Характерная цитата, показывающая торгашескую сущность Автора: "Представляете, что будет, если вы в отдел продаж возьмете процессника? Вместо того чтобы, разогрев клиента, отправить его в кассу, он протянет ему свою визитку и скажет: «Ну, вы пока подумайте, дело все таки серьезное, взвесьте все за и против...". Как вам такой подход? Мы видим таких продавцов-разводил в голливудских фильмам. Но даже там они не являются положительными героями.

Название книги - сплошная ерунда

Понятно, что название книги тоже играет роль рекламной вывески. Но М уж очень переборщил с игнорированием здравого смысла, понимания и соответствия содержанию.
Термин "ген" употреблён совсем не к месту, ибо М пишет про практический опыт. Ген Автор использует в смысле "правила" (даже в названии). Но и правила у него - это нечто непонятное.

"Позитивный" менеджмент - это просто новомодная вычурность на ровном месте. А бывает негативный менеджмент? Нейтральный? И хотя этакие пассажи выдают представители высшей власти, за этой позитивностью не стоит никакого смысла.  

"Директор" в названии тоже стоит абстрактно. Автор постоянно смешивает менеджмент и бизнес. А разница принципиальная. Менеджер управляет чужой собственностью. Бизнесмен рискует своей. Понятно, что есть большая разница между своя/чужая, и между управлять/рисковать. Автор эту разницу, наверное, знает. Но по тексту идет постоянная путаница.

Впрочем, и про знания нет уверенности. М, к примеру, постоянно упоминает, что он был совладельцем бизнеса. И это, мол, давало ему возможность обращаться с вопросами к другим акционерам, собирать совет директоров и тп. "А если бы я был просто наемным генеральным директором, что тогда?" Однако у М было акций около 10%. (Главному акционеру принадлежало 2/3 акций, и было еще три акционера, один из которых - М). Хвастовство и натяжки. Если есть акционер с 2/3, то без разницы, сколько у гендиректора - 0% или 10%. Все равно - ты фактически наемный директор. И не надо сказок, что гендиректор с 0% не может собрать совет директоров, советоваться с акционерами. Это просто чушь.

Короче, по названию так получается, что ген - не ген, директор - не директор, "по-русски" - не по-русски. Автор хотел срубить бабла побольше, и потому пытался закинуть  невод на широкую аудиторию, написать сразу обо всем. И потому написал много ерунды.

Про фальшивые американские улыбки и прочие не наши идеалы

"Пацаки! Почему не в намордниках? Приказ господина ПЖ — всем пацакам надеть намордники. И радоваться." (Кин-Дза-Дза!).
Цитата из книги: "Улыбка босса стоит миллионы в самом прямом смысле этого слова." Такая цитата - это глупость в самом прямом смысле. Автор строит линию улыбок и позитивности. Делает это "с видом первооткрывателя". Однако никакой новизны в этой теме нет. Вместе с перестройкой к нам пришло много таких улыбчивых. Помнится, очень в моде был Д.Карнеги " Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" - тоже сплошь позитив и улыбки. Как просто - улыбайся - и будет тебе счастье.  Чушь всё это. Улыбка - это хорошо. Но не в этом секрет успеха.

Не наши идеалы
Говоришь, менеджмент по-русски? Это М пишет про нас:
"Нам занижают самооценку с раннего детства... Ну будь ты как все!"
А это про "них: "А как воспитывают американца? «Ты первый! Ты лучший! Будь на высоте!» Простой паренек готов двое суток стоять у двери магазина, чтобы первым купить новую модель кроссовок и потом рассказывать об этом всем: родственникам, друзьям, врагам. Кому то это покажется глупым, но такая философия жизни выигрышна." Это не "философия жизни" - это эгоизм и мещанство.

Опять про нас: "В нашей же стране главенствует азиатская культура, которая учит: гвоздь, который торчит выше всех, больнее всего получает молотком по шляпке..."
А как же ты, М, возник в нашей стране? Возник случайно, вопреки? И нас осчастливил? 

Страшно далеки они от народа
Из книги: "Суперцель должна нести в себе позитивный содержательный образ. ... Разумеется, эти достижения должны быть подкреплены и финансовой мотивацией для сотрудников, но лишь во вторую очередь."
Чушь.  Рабочим, работникам глубоко начхать на ваши амбициозные цели. Они работают за зарплату.

Этот же мотив звучит, когда М пишет о работе с кадрами.  На собеседовании при поиске работы шофер, конечно, скажет, что он был бы счастлив работать именно у вас. И галстук нацепит ("Профессор, экзамен для меня всегда праздник!").  Но принимать его славословия за чистую монету?

Набор разных глупостей

"Если у тебя нет стратегии – значит, у тебя нет бизнеса."
Чушь. Стратегия бизнеса есть всегда, одна и та же - деньги.  
"Гендиректор, который не имеет цели хотя бы на пять лет, не может называть себя генеральным директором."
Сам же М дальше пишет, что гендиректор должен просто выполнять решение собственника. И куда ж ты при этом денешь свою стратегию?

"Вот оно чё, Михалыч!"
"Я долго колебался, взвешивал все аргументы и контраргументы, но решающий довод пришел из области мистики. У меня сын Михаил, третий ребенок в семье. И когда я услышал адрес дилерского центра, который мне предстояло возглавить, все сомнения отпали: Москва, Михайловский проезд, дом 3."
Ты ж смотри, как совпало. У меня деда тоже звали Михаил. И Ломоносова тоже. Мистика...

"Легко управлять государством. Труднее – собственной компанией. Еще труднее – своей семьей. И самое трудное – самим собой."

"В российской предпринимательской культуре это слово из четырех букв – цель – занимает пока далеко не первое место. Мы не любим ставить перед собой большие цели. Наш мозг, все наше естество противится этому. Почему? Ответ парадоксален, но точен. Потому что боимся, что они будут достигнуты! Да, да, именно поэтому."
Глупость сама по себе. Еще в таких случаях я люблю спрашивать: "А откуда ты знаешь, что твой ответ точен? В головы всех россиян залезал? Или в головы всех предпринимателей?"

Просто для похихикать
"И нет необходимости с цифрами в руках убеждать здравомыслящего военачальника, что партизан с берданкой, у которого враги сожгли родную хату, сильнее солдата с гаубицей, которого насильно отправили на фронт. Почему нельзя победить партизан? Потому что их главное оружие – личное убеждение, и за него они готовы умереть. Партизану не нужен политрук, ему достаточно честного..."

"Вы думаете, Пушкин родился гением? Я тоже так думал. Ничего подобного."
Ну как он догадался?

"Вообще предсмертные слова богатейших людей планеты – особый, уже сложившийся жанр. И, поверьте, никого из них не распирает в эту минуту от гордости за свои миллиарды."
Здесь мне нравится "поверьте". Он откуда-то знает точно про "никого из них".

Что понравилось в этой книге
Я ж объективен... Понравилось там, где М описывает противостояние чиновникам. Очень верно это: "Лучший метод борьбы с «государственными бандитами» – максимальная формализация отношений". Понравилось, как он обошелся с тётями из Роспотребнадзора, которых поили, на авто катали - а потом выставили счет за все это.

Интересно было читать про выход в "белую" зону (когда зарплату перестали платить в конвертах). Интересны не рассуждения на эту тему (они банальны), а то, что Автор пишет про себя, про свою фирму, что они работали "в серую". Оно, конечно, срок давности, наверное, вышел (но я не уверен). Такого я еще ни у кого не читал. Автор проявил реальную смелость (или что-то другое).

Заключение
Если б автор не выпендривался, не нравоучительствовал, а просто написал бы свою историю — это было бы правильно, а может быть и интересно. Но в нынешнем виде - нет.

     

О.Петров
16.04.2019

Яндекс.Метрика
Хостинг uCoz