ЛЕНТА
= главная стр.
(хронолигический список)


МЕТКИ
(облако тегов из ЖЖ)

 

Гостевая книга

Отзыв на книгу "Цель" (Элияху М. Голдрат)

Полное название книги "Цель. Процесс непрерывного совершенствования", Элия М. Голдрат, Джефф Кокс (THE GOAL A Process of Ongoing Improvement By Eliyahu M. Goldratt and Jeff Cox)

Продолжу тему предыдущего поста. Когда читал "учебник" Моженкова (о котором писал отзыв), сразу вспомнил другого "гуру" - американского. Их духовное единство сразу бросается в глаза. Наш Моженков главный акцент своего учения делает на амбициозную цель. А у его американского коллеги главная книга так и называется - "Цель". В этом "бизнес-романе" американец рассказывает о том, как правильно управлять заводом (это круче, наш-то менеджер - всего лишь торгаш). Но отзыв мой будет столь же негативным, как в прошлый раз. Даже еще больше. Книга американца - сплошная глупость и хохотуха. Её нужно было печатать во времена СССР, чтобы показать безнравственность и бестолковость американцев.

Если почитать отзывы и предисловия, то, конечно, там пишут совсем другое. "Продано более 2 млн. экземпляров! используется тысячами корпораций ;  изучается более чем в 200 учебных заведениях ; переведена на 22 языка ; увлекательнейший бизнес-роман, ... навсегда изменивший правила ведения бизнеса. журнал «Fortune» назвал Элияху Голдрата гуру промышленности, a «Business Week» — гением. … Это одна из самых выдающихся книг по ведению бизнеса..."
Так что будьте осторожны, сейчас вы соприкоснётесь с выдающимся планетарным произведением.

Этот "бизнес-роман" я читал лет десять назад. Тогда я уже завязал с чтением таких "учебников" - толку никакого. Но увидел в СМИ бывшего товарища по альма-матер - в одном кадре с Президентом. Полюбопытствовал, чем знакомый занимается сейчас. А он в статье пишет, что Голдрат - это прямо основа основ. Вот я и доверился знакомому. Если пересечёмся, выскажу ему своё фу.

О наукообразии произведения

В предисловии ("От автора") автор явно указывает на научность своего подхода.
Он утверждает, что каждый из нас может быть выдающимся учёным. Когда я прочитал "выдающимся", то не поверил - подумал, что перевели неправильно. Проверил оригинал книги на английском - там стоит именно так "выдающимся ученым" (outstanding scientist).

В представлении автора "наука - это не больше чем понимание того, как устроен мир и почему он так устроен". Люди, имеющие преставление о науке, наверняка улыбнутся в этом месте. Показательно, что автор в своем "определении" науки выделил слово "почему" (курсивом).  Ведь наука как раз не даёт ответа на вопрос "почему" мир устроен так. Попробуйте, к примеру, найти где-нибудь ответ на вопрос, почему тела, обладающие массой, притягиваются. Вы найдете формулу и закон всемирного притяжения - но не найдете ответа на вопрос "почему?".

Ответ на вопрос "почему" мир устроен так"  могут дать лишь самые высшие инстанции. Это антинаучная шутка - намек на бога :).

Текст "учебника" представлен в виде художественного повествования с сюжетом и действующими лицами. Но это просто приём. Наверняка, цель художественности состоит в том, чтобы удлинить текст (соответственно увеличить свой заработок за публикацию). С т.з. литературы/художественности говорить не о чём - нулевое произведение.

Сюжет таков: главный герой - молодой, ~35 лет, новый директор завода. Дела на заводе идут плохо и продолжают ухудшаться. Высшее руководство ставит ультиматум - или радикальное улучшение ситуации на заводе в течении 3-х месяцев, или завод закрывается. При этом подразумевается, что молодой директор остается безработным. И молодой директор выправляет ситуацию - спасает завод и себя.

Жена...

У директора есть жена. Дочь - второклассница, мальчик - по-видимому, чуть старше. Жена ушла от мужа-директора. Ушла внезапно, бросив папу с двумя малыми детьми-школьниками, которых нельзя оставить без присмотра. Папа-директор вернулся с сыном из похода - а дома только записка от жены. Дочку мамаша подкинула маме папы: она поставила дочку с чемоданчиком под дверь свекрови, позвонила и свалила. Девочка осталась с огромными глазами, напуганная. Когда появился папа, она заплакала и сказала, что мама сердится на неё и с ней не разговаривала.

Последней каплей для жены послужило то, что папа в субботу ушел с сынишкой в поход. Ушел, а её опять "бросил" - бросил ради сына... Именно такой смысл.
Дети постоянно спрашивают папу, куда же ушла мама и когда она вернется. Мама даже звонит им по телефону - говорит только с детьми - и на их вопросы, вернётся ли она и когда, отвечает, что точно не знает, ей надо думать. У американцев это может быть нормально - такое поведения с детьми?

Ну а директор-папа с огромным трудом разыскивает жену (у её дедушки-бабушки), долго "бегает" за ней, долго-нудно извиняется, уговаривает, успокаивает, обещает больше никогда. У мужа - директора - серьёзнейшие проблемы. Сломан главный станок, разнос начальника, угроза увольнения, а она озабочена прической и тем, что ей уделяют мало внимания. Не знаю, как это всё американцам, а я вижу, что жена-мама - последняя стерва, а муж - полный идиот. И эти хлопоты занимают примерно треть книги.

О бизнесе

Новый директор на заводе 6 месяцев. Дела на заводе идут всё хуже, но он делает всё, что может. Его, собственно, поставили на завод потому, что считали, что он сможет его вытянуть. Завод имеет заказы.  Т.е. нет проблем со сбытом (= решен главный коммерческий вопрос). Но он не успевает их (заказы) выполнять.
У завода замечательные показатели эффективности, есть технологии, роботы, компьютеры, специалисты... Роботы на тот момент - явление передовое и прогрессивное. Судя по всему, поставили их совсем недавно - и такие передовые роботы есть не на всех заводах корпорации, в которую входит завод.
Директор - дипломированный инженер со степенью магистра в управлении бизнесом. У него достаточно опыта и знаний

 "На третий день Зоркий Сокол заметил, что в темнице нет одной стенки... Так мы вышли на свободу."
В 5-6-й главах (это примерно 35 - при 200 стр. = 1/6  книги ==, всего 40 глав - по вордовскому файлу)  главный герой - директор  - осознает, что целью существования завода является зарабатывание денег (точнее прибыли). Удивительно как он пробился к этому открытию. Получение прибыли, по определению - цель существования коммерческого предприятия (а описываемый завод, конечно, коммерческий). Это написано в любом словаре, энциклопедии, учебнике. Но, несмотря на это, директор и"магистр управления"  сам смог это понять. Про необходимость "делать деньги" заявил ему и босс на 1-х страницах книги. И это тоже не помешало молодому директору самостоятельно прийти к этому удивительному открытию.

Надо добавить, что это прозрение было таки не таким уж и самостоятельным. Директор может и не прозрел бы. Но один старый знакомый, он же - молодой ученый, задал ему этот вопрос - а зачем нужен твой завод? какая цель существования завода? И вот - блестящий результат. Стало понятно устройство мира.

Диалоги с этим ученым занимают тоже примерно треть книги. Этот ученый знает ответы на все вопросы директора. Это - нормальный прием: рассказывать о чем-то в виде диалога "чайника" и всезнайки. Беда в том, что в этой книге большая часть диалогов пусты, как разговоры в сериале. Ученый строит интриги и секреты на ровном месте. Диалоги идут в стиле:
- Ты это сказал?
- Да, именно это я сказал.
- Не могу поверить, повтори.
- Повторяю ... 
Т.е. автор просто тратит время читателя на эту лабуду.

Итак, директор осознал, в чем цель работы его завода. Теперь перед героем встал другой вопрос "Что делать?". Этот вопрос был гораздо сложнее. Поэтому директор сразу обратился к знакомому молодому ученому  с этим вопросом. Потом было еще много разговоров и раздумий - страниц на 50.

А потом произошел очередной прорыв. (Наверное, автор считает такой прорыв научным открытием.) Директор понял: караван идет со скоростью самого медленного верблюда. Это озарение постигло молодого директора в походе с 15 бойскаутами (включая сына), которым он руководил. Этому огромному скопищу школьников нужно было пройти 10 миль (16 км), переночевать и вернуться обратно. И двинулись они колонной.

Директор сразу прикинул, что скорость его ходьбы 2 мили (3,2 км) в час и за 5 часов они дойдут до места ночлега. Но многомудрый директор ошибся. Он не учел, что школьники ходят медленнее.

У американцев оказались и другие особенности, трудно понятные нам. Они не умеют ходить строем. Их колонна (15 школьников и директор) всё время растягивалась в пути. Так что директор терял из виду некоторых ребят. И не мог докричаться - приходилось передавать команды эстафетой. Директор бегал то в конец колонны, то в начало, но дело всё не шло на лад. Приемлемую дистанцию никак не получалось установить. Колонна растягивалась на полмили (800 метров), так что ни взглядом, ни криком неможно было её контролировать.

Директор боролся с этим как мог, он кричал и заставлял кричать других; он бегал сам и заставлял бегать всех ребят. И еще он думал! и вел наблюдения. Он вычислял, кто с какой скоростью идёт.  Он думал о статистических колебаниях; он придумал специальную игру с бросанием костей, которой занялся на привале с несколькими скаутами. Он составил несколько таблиц... И он таки пришел к гениальному выводу - скорость передвижения колонны ограничивается скоростью самого медленного мальчика. Он поставил его впереди колоны и та перестала растягиваться. Но это у автора ушло страниц 15.

Совсем мало времени и страниц книги понадобилось, чтобы прийти еще к одной гениальности - если разгрузить рюкзак самого медленного мальчика, то ему станет легче идти - и общая скорость движения колонны вырастет.

Вот какие задачи по силам американскому директору завода. Он способен организовать колонну из 15 мальчишек...

 

Десять лет назад, прочитав треть книги, я бросил это глупое занятие (хотя просмотрел, оценивая длину семейных и "научных" баталий). Что было дальше с заводом, директором и его семьей, я не знаю. И сегодня у меня не возникает желания это узнавать. А про ценность этого произведения, я думаю, и так всем понятно.

     

О.Петров
17.04.2019


Хостинг uCoz