ЛЕНТА
= главная стр.
(хронолигический список)
|
МЕТКИ
(облако тегов из ЖЖ)
|
Гостевая книга |
|
Почему у нас бензин стоит дорого?
В Китае цены на бензин постоянно снижают. Почему мы ведем себя наоборот? Ведь мы постоянно в самом топе стран по добыче нефти. А бензин у нас постоянно дорогой. Хоть растет баррель, хоть падает. Кто за это отвечает? Ответ однозначен: власть. Власть всё время пыжится изобразить, что дело в каких-то алчных коммерсантах, в спекулянтах и тп. Делает она это специально - она нас отвлекает и обманывает, уводит наш взгляд в сторону от себя, от истинных виновников.
Чтобы понять ситуацию, достаточно посмотреть на то, какую долю составляют налоги в цене бензина. Эта доля превышает 2/3 цены. Привожу правильный расчет.
Доля налогов в цене бензина
Расчеты могут быть только примерными. Потому что размер налогов зависит от марки бензина, марки нефти и даже характеристик нефтяной скважины. Пишу кратко, без деталей и рассуждений.
1. Налог НДПИ. Платится за добытую нефть. Ставка НДПИ приведена в НК, ст.342. Она равна 919 руб за тонну нефти. Эту цифру надо умножить на коэффициент Кц и отнять Дм. Кц по октябрю 2018 г равна ~ 16 (ссылка). Дм я считаю равной "0". Это оправдано. Вообще Дц может менять НДПИ, в "+ "или в "-", процента на 2.
Делаем расчет на 1 тонну. Получаем, что за добытую тонну нефти платится НДПИ в размере 14700 рублей (=919*16).
2. Перегонка нефти в бензин. Понятно, что при этом процессе имеются потери. Из тонны нефти можно получить до 0,6 - 0,8 тонны бензина, беру 0,7 (ссылка). Для нашей страны это изрядно завышенный процент.
Из 1 тонны нефти получаем 0,7 тонны бензина.
3. Акциз на бензин. Смотрим НК, ст.193, берем среднее - 10 000 руб. за тонну.
У нас бензина 0,7 тонны. За это кол-во бензина придется заплатить акциз в размере 7 000 руб.
На этом шаге мы имеем 0,7 тонны бензина, за который государству заплачено налогов 21 700 руб (НДПИ+акциз).
4. Переводим тонны в литры. Плотность бензина берем 0,75 г/куб.см (=750 кг на куб.м). Наши 0,7 тонны бензина - это 933 литра (=700/750*1000).
5. Считаем сумму налогов (НДПИ+акциз) в литре бензина. Это 23,26 рубля (=21700/933)
6. НДС. Его правильно считать от продажной цены. По Москве осредненная цена литра сейчас 45 руб. В этой цене НДС (18%) составляет ~6,9 руб.
Прибавляем к НДПИ и акцизу, получим в сумме ~30 руб. Это и есть искомая цифра.
Цена бензина сейчас составляет 45 руб. В этой цене 30 руб - это налоги, которые платятся государству. Это 67%. Или 2/3 цены. На вопрос "почему у нас бензин стоит дорого?" имеется однозначный ответ: потому что власть делает его таким дорогим.
Я не учел налог не прибыль. Его учесть сложно, а вклад его в суммарное налогообложение будет не таким большим, как от других налогов. Поэтому пренебрежем им. Тем более что картина и так донельзя ясная. Само собой ясно, что в цену бензина - кроме указанных налогов - должна быть заложена стоимость геологоразведки, добычи нефти, транспортировки нефти, перегонка нефти в бензин, транспортировка бензина; вложения в буровое оборудование, в средства транспорта, в построение НПЗ и тп.
И прибыль же. И нефтяникам, и нефтепереработчикам, и продавцам, всем-всем, нужна прибыль. А прибылью при таком раскладе не пахнет.
Власть удавливает нефтяников, и прочих бензиновых деятелей, чтобы те не поднимали цены. Это несложно, нефтяников раз, два и обчелся. Их можно запугать "новым механизмом" в виде "лицензирования экспорта". Этот шантаж плохо пахнет с правовой точки зрения. Хотя бы потому, что экспортные нефть-газ-бензин и так облагаются экспортной пошлиной. Но ситуация в стране такова, что Дума и Совфед "пропечатают" любое решение из Кремля. Поэтому нефтяники понимают - угрозы власти реальны на 100%.
Кроме того, у нефтяников есть резерв. Ведь мы смотрели только ситуацию по бензину. Но при перегонке нефти (см. п.2 ранее) она не вся превращается в бензин. Часть нефти превращается в керосин, мазут и прочую полезность, где ситуация с налогами полегче. (Власть ведь "давит" там, где мы не можем не платить.) И потому нефтяники могут в целом быть в прибыли.
А вот когда верещат продавцы на автозаправках, говорят, что им кирдык будет от такой политики, то им вполне можно верить. Они не могут заработать в этом раскладе.
Во что это будет выливаться? В твои и мои проблемы. Вымирать никто не хочет. Некоторые автозаправщики начнут разбавлять бензин, некоторые начнут недоливать. Некоторые таки "вымрут", некоторые приостановят работу - это приведет к очередям, дефициту. Оптовики не вымрут, но они будут "придерживать" бензин, не будут его продавать по невыгодным ценам - что опять ведет к дефициту, к увеличению реальной цены (см. комментарий М.Леонтьева). И т.п.
Бензиновая политика власти
Власть повышает цены на бензин и удерживает их на высоком уровне. Что происходит в результате такой ценовой политики - ясно. Эта политика со 100-процентной неизбежностью удавливает нашу экономику. Дорогой бензин сильно разгоняет инфляцию. И делает всех нас - всех! - беднее.
Вторая линия власти - сдерживание роста бензиновых цен. Это - суперлогика супервласти. Вверху, конечно, понимают, к чему ведет удорожание бензина. И пытаются их сдержать, но так, чтобы доходы власти были максимальны. Власть удавливает предпринимателей, производителей. Если из производителей "выжимать" всё, что можно, ничего не оставляя им самим - к чему это приведет? Ясно ведь. Но именно это власть делает сейчас, и делала раньше. Власть задирает цены, пополняя свой бюджетный карман огромными деньгами. Это - наши деньги, твои и мои. Ведь бензин покупаем мы все - в явном виде, или в виде наценки на все (все!) товары. А при этом власть вбивает "осиновый кол" в тех, кто этот бензин поставляет, не даёт возможности зарабатывать им.
Как именно власть сдерживает рост цен на бензин сейчас? Выше я привел пример с запугиванием нефтяников "лицензированием экспорта". Это - типичный метод работы нынешней власти.
В бензиновой политике власти видна всё та же линия, которая лезет в глаза сплошь и рядом. Власть выбирает такие решения, которые делают её жизнь комфортной. Налоги, в т.ч. от бензина, наполняют казну (бюджет). Вроде бы ничего плохого. Но "зарабатывание" денег для бюджета - не самоцель. Ведь мы, и власть, живем не для того, чтобы "на бумаге" у власти всё выглядело красиво. Эта красота бюджета будет стоить нам очень дорого. Заливая бюджет деньгами, власть бьет по людям и по экономике.
Причем комфорт свой власть обеспечивает именно сегодня, сейчас. Такую власть называют "временщики". Власть делает себе "хорошо" сегодня. А "завтра" всем нам будет хуже. В следующий раз продолжу.
|
|