МАССОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ВЫБОРАХ В МОСКВЕ
О "мелком" нюансе тайного голосования
Выборы президента и Госдумы являются тайными, что записано в Конституции и в федеральных законах. Что логично: именно тайные выборы являются по-настоящему свободными и демократическими. Однако существует опасное непонимание этого вопроса.
Так в Москве органы, ответственные за организацию выборов, считают, что избирателю достаточно обеспечить ВОЗМОЖНОСТЬ тайно проголосовать. Цитата из "Порядка голосования в помещении избирательного участка":
"Проводимое голосование - тайное, поэтому для соблюдения тайны волеизъявления избирателю предоставляется возможность заполнить избирательный бюллетень в кабине для голосования, где присутствие других лиц недопустимо".
Указанный "Порядок" повсеместно растиражирован в информационных бюллетенях территориальных избирательных комиссий г. Москвы и московских СМИ (см. Приложение в конце).
При голосованиях в Москве избиратели в массовом порядке заполняли свои бюллетени на виду у всех присутствующих на участке. (Своими глазами наблюдал это на участке в школе № 546, Симферопольский б-р, д.23а). Это происходило и на выборах в Госдуму в декабре 2007 г., и на выборах президента в марте 2008 г.
Вполне возможно, что аналогичный порядок голосования использовался и в других субъектах РФ.
Между тем, Конституция и законы говорят не о ВОЗМОЖНОСТИ тайного голосования. В них предусмотрено ТОЛЬКО тайное голосование. Значит, оно ДОЛЖНО быть тайным. Значит, избиратель ОБЯЗАН голосовать ТОЛЬКО тайно. А организация выборов ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ тайность голосования.
Не считаю, что указанные нарушения порядка голосования в Москве привели к искажению волеизъявления московских избирателей. Как мне показалось, люди заполняли бюллетени в открытом зале только из лени - не хотелось стоять в очереди в кабину для тайного голосования. (Т.е. это не относится к "фальсификации выборов". Про фальсификации см. "Массовые фальсификации wanted".)
Тем не менее, такая процедура является нарушением закона. А повсеместное применение такой процедуры неизбежно приведет к массовым злоупотреблениям и искажениям волеизъявления избирателей (прежде всего при голосовании по месту работы/службы). Мы можем вернуться к практике СССР, когда сам факт посещения кабины для тайного голосования расценивался, как проявление нелояльности к власти.
Считаю, что ЦИК должна принять меры для устранения имеющейся недоработки в данном вопросе. По моему мнению, минимальные действия, которые необходимо предпринять:
1. Дать официальное разъяснение, что тайное голосование является обязательным элементом процедуры голосования; что это не только право - но и обязанность избирателя. А процедура голосования должна обеспечивать тайность голосования.
2. Дать официальную оценку по данному вопросу действиям территориальных избирательных подразделений в г. Москве на выборах в Госдуму (декабрь 2007 г.) и на выборах президента РФ (февраль 2008 г.).
3. Инициировать внесение изменений в уголовный и/или административный кодекс, предусматривающие наказание за ненадлежащее обеспечение тайности голосования. Имеющаяся в настоящий момент в УК формулировка - "нарушение тайны голосования" - носит достаточно абстрактный характер (и потому игнорируется).
Приложение.
Ссылки на публикации "Порядка голосования в помещении избирательного участка" в г. Москве:
(смотреть все сылки нет никакого резона - содержание одно и то же)
1. Информационный бюллетень территориальной избирательной комиссии Нагорного района г. Москвы.
2. Газета "На Варшавке" (Нагорный район), №2 2008 г.
3. в Интернете (по состоянию на 17.01.2011 г.):
(устарела - http://www.ochakovo.zao.mos.ru/vibori/pgolos.php)
http://ramenki.info/file/doc/vibor/2008/4.htm
(устарела - http://www.veshnyaki.ru/files/File/UIK.doc)
http://www.v-izm.ru/info/news/detail.php?ID=300
(устарела - http://mol.sao.mos.ru/news_full.php?id=13460)
http://obozrenie-bz.narod.ru/archiv11_07/archiv_1.htm
(устарела - http://www.tver13.ru/2007/11/23/print:page,1,zhdem_na_izbiratelnykh_uchastkakh.html)
|