Соглашение по ЧФ - яркий пример порочности отношений Украины-России.

ЛЕНТА
= главная стр.
(хронолигический список)


МЕТКИ
(облако тегов из ЖЖ)

 

Гостевая книга

Соглашение по ЧФ - яркий пример порочности отношений Украины-России.

(обновлено 4-нояб-2011)

 

С искренней любовью к Украине.

Смотрел ТВ "Исторический процесс. 12.10.2011. Судьба Юлии Тимошенко." (Телеканал "Россия 1"). Кургинян убеждал, что в отношениях с Украиной сейчас "развилка" - и нам (России) нельзя оступиться. При этом он говорил:
"... а для нас отношения с Украиной - это вопрос жизни и смерти". ...
"...мы всегда понимаем главное - нельзя сводить политику к коммерции. Когда говорят, 'вот сколько мы выиграли по газовому контракту...', вы представляете сколько мы проиграем, если не будет базы в Севастополе? 80-100 млрд. Вы представляете себе сколько мы проиграем, если с языком будет всё неправильно? Мы проиграем позиции. Мы проиграем главное. Вы представляете, что будет, если произойдут другие действия? Мы проиграем сотни миллиардов. Вы представляете, что будет, если ракеты враждебного нам блока, или блока в который мы не входим, встанут рядом со Смоленском?"

Слова Кургиняна отлично коррелируют со словами Путина о Харьковском соглашении по ЧФ (через 5 дней после подписания):
"Но та цена вопроса, которую нам выкатили, она, по-моему, вообще запредельна. Я бы на эти деньги съел бы и Януковича, и вашего премьера вместе взятых, но таких денег не стоит ни одна военная база в мире. Нет такой цены. Если посчитать за десять лет работы этого контракта - это 40-45 млрд. долларов. Несколько баз таких можно построить. Но для нас это вопрос, конечно, не только денег, для нас это еще и вопрос взаимодействия с Украиной. Сотрудничество в военной сфере, безусловно, поднимает степень доверия между двумя государствами, дает нам возможность работать очень доверительно и в экономике, и в социалке, да и в политике тоже. Вот это, на самом деле, самое главное."

Для начала немного арифметики. Я не знаю, почему Путин сказал про 10 лет. Договор по ЧФ подписан до 2042 г. с дальнейшим автоматическим продлением. Дополнительная цена аренды, которую мы стали платить после подписания этого соглашения (в виде скидки на газ), составляет порядка $4 млрд. (ЧЕТЫРЕ МИЛЛИАРДА) в год. Поэтому общая доплата составит не $40-45 млрд., а ~$120 млрд. (На 40 млрд. можно построить несколько баз ВМФ. А на 120 млрд.?)

Теперь снова вернемся к словам Кургиняна. После слов "нельзя сводить политику к коммерции" он стал аргументировать "некоммерческими" подсчетами - "сколько мы проиграем, если не будет базы в Севастополе? 80-100 млрд." Но арифметика говорит обратное - мы потеряем как раз с этим соглашением (120 млрд.). А без соглашения мы сильно сэкономим. Мы можем на сэкономленные деньги построить новую современную базу ВМФ. На нашей территории, где нет постоянных проблем, возникающих со стороны "соседа". Мы сможем на сэкономленные деньги построить и/или накупить огромное количество военно-морской техники - самой современной техники. И еще останется "на пропой" несколько десятков млрд.

Но, Кургинян и Путин правильно говорят - дело не только в коммерции, вопрос "не только денег". А еще в русском языке, базах НАТО, степени доверия, возможности работать вместе. Всё, вроде, правильно. Но это - наша позиция, наши желания.

А какова позиция Украины? Разве ситуация с русским языком улучшается? Разве степень доверия выросла (после Соглашения по ЧФ)? Разве Украина идет навстречу хотя бы в чем-то? Нет. Есть непрерывные шантажи по газу; есть странное желание вести совместный бизнес по газу - нашему газу - с "европой", но не с нами; есть движение к экономической интеграции на запад, и отказ интегрироваться с нами. И это движение от нас происходит за наш счет.

Мы говорим "вопрос не только денег". А вот высшие украинские лица (Янукович, Азаров, Бойко) говорят лишь о деньгах. Янукович:"... эти договоры для нас выгодны, и мы сознательно пошли на их заключение..." (ссылка); "... я это сделал сознательно для того, чтобы спасти страну, поднять уровень экономики." (ссылка) .

Не хочется, чтобы Украина отдалялась. Но она делала и делает это. Это - факт. Факты нужно признавать и осознавать.

Возникает и крепнет убеждение, что в отдалении Украины прежде всего виноваты мы сами. Мы слишком хотим сближения. Мы готовы платить за сближение огромную цену. Мы этого не скрываем. Мы эту цену фактически платим. И это - неправильное поведение. Такое поведение является неправильным в бизнесе, в политике, даже в любви (помните "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей"?).

А Украина в ответ лишь всё больше и больше наглеет. Это плохо, но это логично и прагматично. Типа, "Россия и так нас сильно любит - она будет ждать, терпеть, надеяться. А мы пока с неё деньжат по-легкому срубим. Одарим её ласковыми словами, чтобы не разлюбила. И будем себе цену набивать. Не получится с ЕС, тогда снизойдем до России".

Почему так получается, что интеграция нужна только нам? Почему так получается, что именно мы платим за "дружбу"? Это не "дружба", это не путь сближения. Равенство в отношениях - это единственно верный и справедливый путь. А мы почему-то выступаем в роли просителей; в роли любовника-неудачника, который, будучи отвергнутым, всё продолжает умолять о взаимности, одаривая возлюбленную подарками. Дружба - штука симметричная. В друзья не напрашиваются, дружба не покупается. Как воспринимают наши предложения в Украине? Янукович:"Дело в желании России, чтобы Украина вступила в Таможенный союз ... И если нам будет выгодно, мы вступим в ТС. Но так не приглашают в гости, как это делает сегодня Россия! Так приглашать некорректно и унизительно для нас, таким языком не нужно с нами разговаривать.... Но если приглашают так, как это делается сейчас, это нас удивляет.... Мы лишь услышали вместо ответа в определенной степени угрозы (по поводу предложенного Украиной формата "3+1")" (ссылка)

Вот соглашение по ЧФ. Почему мы подписали такую плату за аренду? Это ж грабительская цена.

Когда Украина считает, будто она за газ платит больше других - сколько лжи, сколько истерики, сколько по-настоящему враждебной риторики... Украина не просто хочет - она требует скидок. Украина - самый плохой, самым ненадежный газовый партнер; она постоянно вставляет "палки в колеса" наших газовых контрактов с Европой. (Хотя теперь, после подписания действующего контракта, Украина ведет себя прилично - не может по-другому. Хороший договор, правильный договор.) При этом Украина категорически убеждена, что она должна иметь меньшую цену. Чтоб не выше цен для самых лучших наших партнеров. Аргументация - справедливость и дружба.

И где ж была их принципиальность и справедливость, когда они "выкатили" нам такую цену по ЧФ? Запредельная цена - запредельный договор. Это называется дружеским договором? Не мы ли довели их до такого понимания украинско-российской дружбы? Довели постоянными льготами, дотациями, потаканиями.

И почему мы согласились на такую цену? По поводу газовых контрактов Янукович говорит: "Эти контракты дискредитируют стратегический уровень наших взаимоотношений."
Но к Соглашению по ЧФ такое высказывание подходит гораздо больше.

Не вижу в этом Соглашении российской стратегии. Вижу глупое ребяческое желание получить ту игрушку, которую захотелось. За любые деньги. Не взирая ни на какую арифметику, и ни на какие последствия.

Ладно бы давали деньги в долг - на самых льготных условиях в мире. Потом могли бы очередной раз "простить" долги, если бы всё шло по-братски. Но мы просто забираем деньги у своего народа и отдаем соседнему.

Вы говорите "вопрос не только денег". Верно. Это значит, в частности, что не надо покупать дружбу за деньги. Это значит, что не нужно унижать Украину постоянными скидками. Не нужно напрашиваться на дружбу, когда тебя отвергают. Купленный "друг" промолчит сейчас, но потом он выскажет все справедливые упреки. И еще добавит, что мы "подсадили его на газовую иглу", и что мы оккупировали Крым-Севастополь...

Надо отбросить эмоции, сдержать желания, оценить ситуацию холодно и трезво. Не получается нравиться Украине... Ну, бывает такое. Не надо навязываться. Сказал разик, что Украина по ТС может иметь $9 млрд. в год - и сделал паузу. Через год снова напомнил кратенько (чтобы украинцы знали о таких выгодных предложениях от России) - и снова паузу.

Кстати, все мы знаем, сколько млрд. выгоды получит Украина от вступления в Таможенный Союз. А мы чего получим от этого же? Это нас что, не должно волновать? Главное, чтобы Украине было хорошо?

А пока - исходя из реальностей - нужно строить свои "потоки". Строить свою экономику. Будем хорошо строить - сами придут и просить будут. Вот тогда интеграция, построенная на взаимном влечении, будет плодотворна.

А прожить без Украины мы сможем. Было такое. Даже в самые тяжелые годы оставались мы без Украины (ВОСР и Великая Отечественная) выжили. Сейчас совсем другая ситуация. По-любому жить в соседстве. И чем более честные, более равные будут отношения - тем более дружескими они будут.

Может, уже пора привести Януковича Ко в чувство? При таких отношениях, которые сейчас прорисовываются с нынешними "голубыми", нам стоит сообщить им, что они вовсе не дополнительной скидки заслуживают - а наоборот, лишения скидки по ЧФ. Может это приведет их в сознание, поможет осознать истинное положение дел.

Скорее всего, наши "верхи" имеют примерно такое же понимание. Об этом говорят жесткие нынешние газовые контракты, решительный отпор Украине по новым скидкам, строительство "потоков". Но "верхи" не могут высказать такой позиции явно. В любом случае, непрерывные уговоры-заманивания Украины выглядят просто "некрасиво". И Харьковское Соглашение не вписывается в указанное "понимание".

Кстати.

Харьковское соглашение по флоту Украина понимает вовсе не так, как мы.

Мы то полагаем, что наша скидка (~$4 млрд. в год) считается государственным долгом Украины. Если соглашение по ЧФ будет денонсировано, то Украине придется вернуть нам всю сумму (равную 4 млрд. умножить на количество лет, в течение которых действовало Харьковское соглашение). И вроде именно так записано в Соглашении.

Но так ли думает руководство Украины? Почему-то этот государственный долг третий год "забывают" вписать в бюджет Украины, ссылка (здесь, похоже, и наша расхлябанность причастна). Ю.Бойко сообщает, что в Харьковском соглашении нет пункта о возврате этого государственного долга (ссылка). Бойко - не рядовой украинский товарищ, сейчас он министр топлива и энергетики, был главой Нафтогаза при Кучме, замминистра при Ющенко. Вряд ли он выскажет позицию, отличную от позиции президента.

И вот такой украинский подход: государственный долг перед Россией есть - но возвращать его "нет пункта".

И еще мне не нравится то, что в Дополнительном соглашении к контракту Газпрома-Нафтогаза, нет никаких ссылок на Харьковское соглашение. Это Дополнение является результатом Соглашения по ЧФ - но об этом нет ни слова в тексте газового соглашения. А сегодня, в связи с делом Тимошенко, многие уже должны понимать такие нюансы. Соглашение по ЧФ - международный договор Украины-России. А контракт Газпрома-Нафтогаза - договор хозяйствующих субъектов. Если разорвать международное соглашение по ЧФ, то это не означает автоматического аннулирования газового дополнения (т.е. скидка по газу останется).

----------------------------

(добавлено 4-нояб-2011)
Вчера мы достигли компромиссного соглашения по ВТО с Грузией (которое я пока не могу отличить от предательства - см. следующую заметку).
Сегодня Украина (в лице министра Клюева) тоже объявила об использовании этого "оружия" в переговорах по газу - ссылка. "Тоже" и так же. Украина уже подписала нам "пропуск" в ВТО (в 2008 г.). Но теперь готова, как и Грузия, "отозвать" свою подпись, чтобы очередной раз пошантажировать. Я думаю, не стоит разъяснять, почему к ранее написанному я добавил этот эпизод?

 

О.Петр.
14.10.2011

Яндекс.Метрика
Хостинг uCoz