о ЕГЭ (вот тебе и Максимов...)
(о ЕГЭ и Максимове 4 года спустя здесь)
По
публикации в "Известиях" "Единый госэкзамен - новые возможности
или уравниловка?"
http://www.izvestia.ru/debate/article3100588
Хорошо
отношусь к А.Максимову, из-за его ТВ программ "Ночные полеты" и "Дежурный
по стране". Понравилась его статья "Как
я понял Новый год",
по-хорошему циничная и немного смелая. Но по поводу ЕГЭ никакого
согласия.
По пунктам:
"Начнем
с простого вопроса: что такое образование? Действительно, элементарно: образование
— значит возникновение, создание. Образование новых городов, новых человеческих
связей, новых условий жизни..."
Бред. Какой позор, Максимов (далее М.). У этого слова есть и другие значения. Если речь о ЕГЭ - как раз имеется в виду совсем другое значение этого слова, а не то, что использует М. (даже не буду здесь приводить правильное значение, ввиду его очевидности).
"...Наша
система образования вообще про создание людей не думает"
Бред. -/-
"...У
нас что главное? Вбить в голову ребенка как можно больше знаний..."
Да! На 100% согласен. Но ЕГЭ тут причем?
Напичкивание знаниями возникло задолго до ЕГЭ. Оно возникло из-за того, что гибель "социализма" и возрождение капитализма (нынешний брэнд - "рынок") привели к резкому обнищанию преподавателей (а, главное, их боссов). Один из путей увеличения зарплаты преподавателей (а, главное, их боссов) - увеличение количества предметов и количество часов. Такое увеличение даёт формальный повод скачать денег с учеников/родителей.
Но ЕГЭ тут приплетать ни к чему.
"...Мы
давно уже перепутали цель и средство... "
Да. Но ЕГЭ тут ни при чем. Это наш "рынок".
"...Единый
государственный экзамен, результаты которого ревизовать способен даже компьютер..."
Бред. Для ботаников: компьютер всегда (!) делает то, что заложено в него программой, которую делают и вкладывают люди. Такой же бред, как тот, что нёс Лужков про сдачу ЕГЭ бросанием костей.
"...Разведчику
хорошая память просто необходима. Но вряд ли стране нужно так много Штирлицев... "
Снова мимо... Ну нельзя так всё подгонять-то. Этот фильм как раз отличается тем, что разведчик там думает.
"...А
вот ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий ... Где был бы сейчас один из крупнейших
математиков мира..."
Знаком ли М. с математическими трудами Садовничего? Может ли он их оценить? Или он просто банально попался на магию громкого звания/должности? Акцентирую: я НЕ говорю и НЕ считаю, что Садовничий ученый мелкий или вовсе не ученый. Я пишу об объективности М.
Но добавлю, что
1) есть другие учёные, у которых другое мнение по данному вопросу;
2) даже выдающиеся учёные, могут сильно заблуждаться и могут быть отравлены влиянием Мамона.
М. исходит из того, что отбор абитуриентов производят люди
достойные, умные, способные отличить талант от грамотности.
Но это ж иллюзия. Этого нет давно. Преподаватели (всех звеньев)
давно руководствуются "всеобщим критерием" - деньгами.
Увеличение предметов и количества часов - это один
путь добавить денег. Другой - репетиторство и взятки
за экзамены, особенно - за вступительные.
В настоящий
момент - это система. Такая же система, как в ГАИ:
любой постовой без свидетелей признается, что делится
деньгами со своим руководителем, а тот - со своим.
Они - Гаишники - тоже компенсируют свою маленькую зарплату,
и постовые, и те, кто стоит выше.
То же самое в нашем образовании. Пример из жизни: студенты
сдают зачет своему преподавателю. Своему - тому, кто
их учил! Он их всех цинично "валит". И рассказывает, что они "лохи", место им в армии, а если хотят продолжать учиться, то нужно идти и платить. Они переводятся на платное отделение, за 100 баксов "консультируются", сдают зачет. А потом переводятся обратно на свое "бесплатное" отделение. Всё это в течение нескольких дней. И всё официально. Кто получает деньги при такой схеме? И это не самый последний из институтов - МИФИ.
"...Давно перепутали цель и средство" - это не только про количество и качество знаний. Это и про наших преподавателей (как и врачей, гаишников...). А поскольку процесс выкачивания денег идет в образовании уже долгие годы, то и люди там морально адаптировались (а пединституты и в советские-то времена не очень котировались, что на кадрах сказывалось). И уговорами дела не поправишь.
Поэтому и со вторым автором статьи Лесковым (оппонентом
М.) я не согласен в части: "...Взаимное
непонимание у сторон возникает по заурядной причине — не договорились о терминах
и каждый говорит на своем понятийном уровне..."
Не в терминах дело. В деньгах. Материализм.
В этой повальной гонке за "образовательными" деньгами Москва впереди всех (как и в других таких же областях). Именно поэтому московские ректоры в совместной связке с мэром насмерть стоят против ЕГЭ. Они оказывают организованное сопротивление, устраивают бойкот, давят и запугивают школьников и родителей, собирают дурацкие подписи. Такое организованное сопротивление наводит на мысль об организованности и в другой - финансовой - сфере.
Выкачивать деньги с московских школьников (и студентов)
проще и дешевле. У них и денег побольше, и привычка взятки
давать более устойчивая. Им проще к репетиторам ходить,
им можно общежитий не давать.
Но, главное препятствие для взимания денег, если компьютер
решать будет. Тогда взятку не дадут.
А стране (любой) выгодно, чтобы все имели равный доступ
к образованию. Чтобы получали хорошее образование люди
с периферии. Как тот, чьё имя носит МГУ, как тот, кто
ныне МГУ возглавляет.
А стране выгодно, чтобы отбор был
объективным, а не по принципу "кто больше заплатит".
Нужна система. И слова Лескова: "ЕГЭ — вроде демократии, про которую Черчилль говорил, что у нее много недостатков, но лучшей системы нет." тут подходят на 100%.
А будет здоровая система и таланты не пропадут.
ЕГЭ - не вся реформа в системе образования и не решает
всех проблем. Оно вводится - как водится - коряво и
неказисто.
Но ЕГЭ решает главное.
Нынешняя система
образования имеет цель - зарабатывание денег теми, кто "оценивает". А ученики всего лишь источник денег. Это капитализм. Отсюда всем известные пороки нынешней системы.
А ЕГЭ вводит общие правила (именно единые) для всех. И для "оценщиков" и для учащихся, не зависимые от заработка родителей, места проживания, цвета кожи и т.д.
ЕГЭ устраняет из оценки знаний субьективность, замешанную на денежном интересе!
Оно решает центральный вопрос
- оно меняет цель системы образования. Дать шанс всем. Дать равный шанс.
И ещё. Как бы мы ни относились к капитализму
- это теперь наш строй, наша жизнь. И у нас нет
другого выбора, кроме как следовать его правилам
и порядкам. Это о "мировых образовательных стандартах". (НЕ пишу, что мне они нравятся. Я сам поступал не по оценкам, а по собеседованию).
И уж за что можно похвалить нынешнее руководство
страны - так за внедрение этой системы.
(скомпилировано с форума Известий по данной
публикации)
|